Герб
Муниципальное казённое учреждение
«Администрация Северного сельского поселения»
Шегарского района Томской области
Контакты
Телефоны
Бухгалтерия+7 (901-61) 01-5-99 Управляющий делами+7 901-609 8767 Глава+7 (901-61) 2-57-84 Секретарь+7 (901-61) 2-57-85
Прочие контакты
Фактический адрес
636156, Томская область, Шегарский район, с. Монастырка, ул. Советская, д.51А
Юридический адрес
636156, Томская область, Шегарский район, с. Монастырка, ул. Советская, д.51А

Официальная группа в социальной сети https://vk.com/public216433111

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Что нужно знать о телефонных мошенниках

Несмотря на предупреждения правоохранительных органов и частые сообщения в СМИ о фактах телефонного мошенничества, жители района, независимо от возраста и социального положения, продолжают попадаться на уловки телефонных аферистов.

Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе, либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность) и чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.

Но противостоять мошенникам можно. Для этого необходимо быть внимательными, проявлять здравомыслие и бдительностью.

Основные известные схемы телефонного мошенничества:

  1. Случай с родственником.

Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку. Цена решения вопроса составляет определённую сумму.

Так, пожилая жительница г. Томска сообщила в полицию о том, что ей позвонил молодой человек, который представился ее внуком, и сообщил, что попал в ДТП. Для освобождения от уголовной ответственности необходимо передать сотрудникам полиции деньги. Затем трубку взял «сотрудник полиции», который, уточнив адрес места жительства женщины, сообщил, что в ближайшее время прибудет для получения денежных средств. Через некоторое время пенсионерка передала злоумышленникам требуемую сумму, и только впоследствии узнала, что с ее внуком ничего не произошло.

  1. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.).

На телефон абонента сотовой связи приходит, как правило, в ночное время sms-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров.

Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты комиссии за перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет некоторую сумму. Затем предлагается набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.

Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!

  1. SMS-просьба.

Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.

  1. Телефонный заказ от первых руководителей правоохранительных и государственных органов власти.

На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от человека, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, налоговой инспекции и т.п.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому абонент просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дождавшись приезда якобы должностного лица, руководствуясь уважением и доверием к руководителю правоохранительных или контролирующих органов, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые серверы денежные средства по указанному номеру.

  1. Платный код.

Вам поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого Вам предлагают под диктовку набрать код, который на самом деле является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств с Вашего счета абонента на счет злоумышленников. После выполнения этой операции с Вашей карты в пользу мошенников списывается определенная сумма, а телефон, с которого Вам позвонили, уже «вне зоны действия сети».

  1. Штрафные санкции оператора.

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

  1. Ошибочный перевод средств.

Абоненту приходит SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.

  1. Предложение получить доступ к SMS – переписке и звонкам абонента.

Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленники используют следующую схему, используя сеть Интернет. Пользователю предлагается изучить содержание SMS сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.

После того, как пользователь отправляет SMS, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками – до 500 рублей, а интересующая информация впоследствии так и не поступает. Поскольку большинство пострадавших в этом случае не обращаются в полицию (в связи с незначительностью ущерба), мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан.

Предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как она может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке!

 

  1. Продажа имущества на интернет-сайтах.

 

При звонке на телефон, размещенный на Интернет сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и других) правонарушитель просит пополнить счет его телефона, либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.

Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов.

 

Как уберечься от телефонных мошенничеств?

 

Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:

— не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Обычный звонок близкому человеку, о котором идет речь, позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом. Не отдавайте деньги в любом таком случае, поскольку вы сами можете стать преступником, давая взятку действительным сотрудникам правоохранительных органов;

— не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;

— нельзя сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.

 

Ответственность за телефонное мошенничество. 

 

Если телефонные мошенники все же сумели завладеть вашими деньгами, то вопрос о привлечении их к уголовной ответственности будет решаться по нормам статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество). При этом сумма материального ущерба должна составить свыше 2500 рублей. Если же сумма ущерба составит 2500 рублей и ниже, то ответственность наступает по ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Мелкое хищение».

За мошенничество, совершенное при помощи телефонных звонков и SMS- рассылок, также возможно привлечь мошенников к ответственности. Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.

По сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях указанной категории, поступившим в органы полиции, проводятся проверки в порядке ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Законность принятых процессуальных решений в обязательном порядке проверяется органами прокуратуры.

 

Прокурор района Андрей Белозеров